По поводу изобретения и появления на свет «плоской», или классической отвертки споры продолжаются много лет.
Кто-то утверждает что изобрёл отвёртку в семнадцатом веке — Бертольд Шварц.
Другие говорят, что это произошло ещё раньше, в шестнадцатом, приводя иллюстрации из книги «12 книг о металлах» (De re metallica libri XII) Георга Агриколы, в качестве доказательств.
Но мы не будем с вами участвовать в этом споре, потому-что «плоская» отвертка нас сейчас мало интересует.
Мы поговорим сегодня об отвёртке «крестовой», такой привычной и знакомой каждому.
Откуда же она взялась? И благодаря кому появилась на свет?
Начало истории. От «плоской» к «квадратной»
Первой фамилией, в нашей истории крестовой отвёртки, пожалуй будет Форд. Да-да, тот самый Генри Форд.
Именно он стал первым кто… нет, не изобрёл конвейер, а начал его использовать для производства технически сложных механизмов, таких как автомобиль.
А там где используется конвейер, там необходимы продвинутые технологии для убыстрения процесса сборки и улучшения качества.
Именно на заводах Форда стали использовать механизированную отвёртку, пока ещё «плоскую». Но в виду того, что винты с одной прорезью (шлицом) для таких отвёрток, часто были недостаточно отцентрированны, отвёртка постоянно вылетала из шлица.
В лучшем случае после этого происходило повреждение лако-красочного покрытия автомобиля, ну а в худшем — сборщик на конвейере получал травму.
Вот после такой травмы, когда однажды обычный торговый агент из Канады по имени Петер Робертсон (запомните — это вторая фамилия в истории крестовой отвёртки)
проткнул себе руку «плоской» отвёрткой, и была придумана… нет, не «крестовая», а пока только «квадратная» отвёртка.
Петер не только придумал, но и запатентовал своё изобретение как ТМ «Robertson Drive» (1907 г.)
О, это было воистину удивительное изобретение, которое не шло ни в какое сравнение со старушкой «плоской» отвёрткой.
Простота и дешевизна изготовления, как самой отвертки, так и винтов, которые теперь гораздо легче было отцентровать.
Минимальный угол работы, снижение травм работников и повреждений автомобилей на конвейере. Ну и конечно — увеличение производительности.
Генри Форд оценил и принял данное изобретение на вооружение. И такие отвёртки повсеместно использовались на конвейерах Форда.
Но почему квадратные отвёртки не стали так популярны и, если и дожили до наших дней, то встречаются крайне редко?
Всему виной жадность Робертсона.
Генри Форд захотел выкупить у Петера патент на изобретение, но Робертсон не согласился продавать.
Напротив — потребовал свой процент от каждой партии проданных автомобилей «Форд».
В общем — не договорились. И квадратный шлиц не получил мирового признания. Но использовался в «канадской» сборке автомобилей «Форд» до 30-х годов двадцатого века.
От «квадратной» до «крестообразной»
Прошло ещё тридцать лет, после изобретения Робертсона, пока другой автомобильный гигант США — компания «Дженерал Моторс» не начала использовать на своих конвейерах по сборке автомобилей «Кадиллак» крестовые отвёртки.
Но придумали крестовую отвёртку совсем не инженеры «Дженерал Моторс».
В 1933-м году американец Джон Томпсон (это третья и самая главная фамилия в нашей истории, потому что именно он) изобрёл крестообразную отвёртку и винт для неё.
Изобретение получилось на славу, ибо решала все проблемы: автоматически центрировало жало, и также автоматически его выталкивало, когда винт был затянут.
Но, несмотря на то, что и изобретение было революционным, а жалоб на «классические» винты становилось всё больше. Томпсон никак не мог мог внедрить своё изобретение.
Через год, в 1934-м году, Джон знакомится с инженером Генри Филлипсом (четвёртая фамилия) и рассказывает ему о своём изобретении и о своих тщетных попытках внедрить его в производство.
Филлипс в свою очередь выкупает у Томпсона патент и основывает фирму «Phillips Screw Company», (существующую и по сей день), и разрабатывает технологию производства.
Но и ему не удаётся сразу завоевать рынок.
Только в 1937-м, когда сам президент компании по производству метизов «American Screw Company», Юджин Кларк (пятая фамилия в истории крестовой отвёртки) самолично не опробовал новинку.
Ему новое изобретение пришлось по душе и Кларк дал распоряжение взять на вооружение изобретение Томпсона-Филлипса, выделив на переоборудование пол миллиона долларов.
После успешного сотрудничества с «Дженерал Моторс», и другие автомобильные компании стали использовать на своих конвейерах крестообразные механические отвёртки.
А потом была Вторая мировая война и крестообразные отвёртки, и винты к ним, стали массово использовать в производстве военной техники.
Таким образом, изначально непризнанное изделие Томпсона приобрело всемирную известность благодаря предприимчивому Генри Филлипсу.
До сих пор крестовые отвертки и винты пользуются огромной популярностью, хоть сейчас уже существуют другие варианты инструментов.
Ну и в конце я хочу вам сказать, если вам надо что-то прикрутить, звоните, не стесняйтесь.
+7 927 702 37 30